Инвестиции в арт: как правильно продавать и покупать искусство

11.12.2014

Инвестиции в арт: как правильно продавать и покупать искусство

Арт-объекты представляют собой не только талант и красоту мастера, но еще и могут выступать в роли инвестиционного проекта. Ведь в искусстве, как и в финансовой индустрии: есть свои долгосрочные стратегии и планы, а также игроки, которые распоряжаются таким «богатством». Но как же правильно вложиться в искусство, чтобы получать при этом прибыль и выгоду?

Стоит сразу отметить, что такое инвестирование, как в предметы искусства, на самом деле, представляет собой некое явление, созданное искусственным путем. Ведь все некогда созданные мировые шедевры не имели такой цели: быть проданными, да еще и по несколько раз. Творили такие арт-объекты талантливые личности, увлеченные своими идеями и представлениями «о прекрасном».

Немного об истории

В качестве инвестиционных объектов искусство стали рассматривать в конце восьмидесятых годов прошлого века. А ведь именно тогда даже сами банки стали создавать активы из предметов искусства, причем сотрудники банка даже консультировали вкладчиков по этой теме. На цены такие вложения оказали огромное влияние, только вот к началу девяностых годов пузырь все-таки лопнул.

Кардинальные перемены на данном инвестиционном рынке произошли в самом начале девяностых годов: аукционные дома стали активно предлагать современное искусство, тем самым вышли на первичный рынок, стали применять маркетинговые методы продаж, подогревая при этом интерес к арт-объектам. Самый же пик такого рода вложений пришелся на экономический кризис 2008 года. Причем деньги за такие предметы искусства предлагали колоссальные.

Сегодня заметно преобладает современное искусство, по сравнению с некогда привычной классикой. Только при этом инвесторы постоянно опасаются начала новых торгов, так как такие торги современными объектами смело можно назвать «карточным домиком», который вот-вот рухнет.

Без истории и критериев оценки

Современное искусство является некой спекуляцией, так как не имеет объективных критериев оценки, ведь истории то у таких арт-объектов тоже нет. В итоге получается, что высокая стоимость того или иного предмета зависит исключительно от моды, которую, в свою очередь, диктуют галереи. Инвесторы и покупатели отдают огромные финансы только за то, что купили картину в самой известной галереи. При этом, никто не дает такой гарантии, что эта же картина будет завтра продана по такой же цене, да еще и с плюсом.

Классики на финансовом рынке гораздо меньше, причем количество ее постоянно сокращается. Например, Рембрант. Если картина куплена, скажем, за пятьдесят миллионов долларов, то вряд ли ее потом можно будет продать за большую стоимость. Ведь круг таких ценителей постоянно сокращается. Но в этом вопросе точно можно быть уверенным, что если вам не удастся ее продать, то ваши внуки смогут это сделать, да еще и за большую стоимость. Поэтому такой вид инвестирования называется долгосрочным.